Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?
Живой багаж
Что взять с собой в салон?
Алкокладь
Дети – авиапочтой
Не болейте!
Украли билет?
Регистрация на рейс
Предполетный досмотр
Откладывается рейс?
Нас и тут неплохо кормят!
Минздрав предупреждает...
Отпор авиаскандалисту
Не забудьте свой багаж!

Авиапутешествия: что должен знать и на что может рассчитывать пассажир самолета?Путешествовать самолетами – легко, быстро и удобно! Чтобы воздушные путешествия стали еще более понятными и приятными, а над вашей головой не сгущались тучи (во всех смыслах), предлагаем ознакомиться с нашей памяткой авиапассажиру.

Насколько тяжелым может быть авиабагаж?

В пределах нормы багаж провозится бесплатно. Эти нормы устанавливаются в зависимости от типа самолета, но не могут быть менее 10 кг на одного пассажира (пп. 2 п. 2 ст. 106 ВК РФ, п. 122 ФАП 82). А если пассажиры путешествуют вместе (например, члены семьи или коллеги), то багаж по их просьбе "суммируется" – то есть рассчитывается его общий вес, а не для каждого в отдельности (п. 127 ФАП 82). Правда, даже в этом случае каждый конкретный чемодан не должен весить более 32 кг: во-первых, такой багаж оплачивается отдельно, а во-вторых, его и вообще могут не принять, если это заранее не согласовать (пп. 12 п. 25 и п. 124 ФАП 82). Бесплатно сверх нормы бесплатного багажа можно провозить только инвалидные коляски (п. 124 ФАП 82).

Хрупкие предметы, документы, деньги и ювелирные украшения сдавать в багаж не рекомендуется (п. 130 ФАП 82). А вот ножницы (с клинком длиннее 6 см), жидкость для снятия лака или туалетную воду в расфасовке более 100 грамм нужно сдавать именно в багаж, – в салон с ними не пустят (пп. 1 и 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД).

Живой багаж

Ваши четвероногие питомцы могут перевозиться в самолете: в салоне – только с согласия перевозчика, а в багаже – в любом случае (п. 143 ФАП 82). Разумеется, у вас на руках должны быть необходимые ветеринарные документы. Чтобы перевезти животных в багажном отсеке, их помещают в крепкий контейнер (клетку), обеспечивающий необходимые удобства при перевозке, с доступом воздуха, крепким замком и дном с абсорбирующим материалом (абз. 4 п. 143 ФАП 82). Однако этот живой багаж в норму бесплатного провоза багажа не входит, поэтому и питомец, и его клетка, и даже корм для питания во время полета будут взвешены и дополнительно оплачены (абз. 5 п. 143 ФАП 82).

Что взять с собой в салон?

Независимо от того, насколько тяжел ваш багаж, в салон с собой можно бесплатно пронести сумку, зонтик, трость (а также костыли и складную кресло-коляску), букет цветов, один телефон, детское питание и переноску для ребенка (если он с вами), нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг и печатные издания для чтения в полете (п. 135 ФАП 82). Эти вещи вообще не взвешиваются и никакими бирками не снабжаются. Но вы можете взять с собой и, собственно, багаж – если он небольшого веса и габарита и может удобно разместиться в салоне (конкретные размеры и вес устанавливаются перевозчиком, см. п. 133 ФАП 82). Именно такой багаж называется ручной кладью – он взвешивается (абз. 2 п. 122, п. 85 ФАП 82) и маркируется специальной безномерной биркой (абз. 4 п. 87 ФАП 82). В качестве ручной клади рекомендуется перевозить предметы, требующие особых мер предосторожности: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики (п. 60 Правил ППППД).

Кстати, в полете нельзя пользоваться электронными играми, портативными видеокамерами, видеомагнитофонами, переносными телефонами и другой электронной аппаратурой (абз. 8 п. 47 Правил ППППД). Если об этом по громкой связи объявит (а следовательно, распорядится) командир воздушного судна, то за нарушение запрета можно получить административный штраф или даже арест (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ).

Алкокладь

Один из самых актуальных вопросов – можно ли проносить с собой на борт алкоголь, и сколько? В багаже – то есть без доступа к нему во время полета (п. 70 Правил ППППД) – пассажиру можно провезти не более 5 литров крепкого алкоголя (24-70% об) и некрепкого – столько, сколько ему угодно (абзацы 4 и 5 пп. 1 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). В салоне можно провозить только тот, причем неоткрытый, алкоголь, который был куплен в самолете или магазинах duty-free в аэропорту, причем строго в день поездки (абз. 12 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД). Можно также пронести "свой" – но в таре не более 100 мл, и обязательно закрытый (абз. 9 пп. 3 п. 2 Приложения 1 к Правилам ППППД).

Обратите внимание! Это нормы, касающиеся именно провоза спиртного в самолете. Они могут не совпадать с нормами ввоза алкоголя на территорию конкретной страны. В частности, на территорию РФ один взрослый пассажир вправе провезти не более 5 л спиртного (п. 3.4. перечня 1 Приложения 2 к Порядку перемещения товаров), а детям ввозить спиртное в нашу страну вообще не разрешается. Из этих 5 литров бесплатно можно ввезти только три, а еще за остальные нужно доплатить пошлину (п. 1 приложения 3 к Порядку перемещения товаров), в размере 10 евро за литр напитка (п. 4 Приложения 5 к Порядку перемещения товаров).

Дети – авиапочтой

Летать самолетами – это дорого, но быстро. Поэтому иногда проще отправить ребенка к бабушке на каникулы одного, без сопровождения, ведь за небольшое время без родительского пригляда ничего страшного не произойдет, а деньги будут сэкономлены. Закон это допускает: пассажиры старше 12 лет могут садиться в самолет и летать вполне самостоятельно (абз. 3 п. 104 ФАП 82), а дети от двух до двенадцати лет – под наблюдением авиакомпании, если это предусмотрено ее правилами (абз. 2 п. 104 ФАП 82). Для этого родители оформляют специальное письменное заявление на наблюдение и перевозку несопровождаемого ребенка (п. 105 ФАП). Такое заявление, впрочем, можно подать и в отношении более старшего отпрыска (до 16 лет), если вы очень за него тревожитесь (п. 105 ФАП 82). А вот малыши до двух лет (дети – инвалиды до 12 лет) могут летать исключительно в сопровождении взрослых (п. 104 ФАП 82). Если несопровождаемый ребенок выезжает за границу РФ, ему необходимо нотариально заверенное согласие родителей на выезд с указанием срока выезда и страны посещения (ст. 20 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", п. 102 ФАП 82).

Не болейте!

Могут ли не пустить в самолет больного пассажира (или пассажирку на сносях)? С одной стороны, специального запрета на перевозку заболевших и беременных лиц в законе нет: пассажир должен сам определить возможность путешествия, исходя из состояния своего здоровья (п. 108 ФАП 82). Однако если болезнь пассажира серьезная, или заразная, или даже просто создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц, то на борт могут и не пропустить (пп. 3 п. 1 ст. 107 ВК, пп. 3 п. 230 ФАП 82). Получается, что приходить в аэропорт с сильным недомоганием очень рискованно, при том что если болезнь подтверждена документами, то билеты (до окончания регистрации на рейс) можно вернуть без денежных потерь (п. 2 ст. 108 ВК). Каким именно документом подтверждается болезнь, нужно уточнять у перевозчика (абз. 10 п. 227 ФАП 82).

Например, лоукостер "Победа" требует листок нетрудоспособности или подлинный медицинский документ, с приложением копии лицензии медучреждения (http://www.pobeda.aero/information/book/returns_ticket). О подробностях операций по возврату и обмену билетов можно почитать здесь.

На борту любого самолета должен быть так называемый "комплект первой помощи" (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов): болеутоляющее средства, лекарства против рвоты, диареи, аллергии, против заложенности носа и антацидное, а также бинты, лейкопластырь, дезинфицирующие салфетки, термометр, одноразовые перчатки, реанимационная маска и т.п., см. п. 9.1 МР о медобеспечении полетов. Самолеты вместимостью более 250 чел имеют, помимо этого, так называемый "комплект медицинских средств" (п. 5.74 ФАП 128, п. 6 МР о медобеспечении полетов), куда входят: стетоскоп, тонометр, шприцы, капельница, катетеры различного назначения и всякие другие приспособления, включая зажим для пуповины, а также большое количество препаратов, в том числе адреналин, нитроглицерин, седативные антиконвульсанты, инъекционный расширитель бронхов и т.п. (п. 9.3 МР о медобеспечении полетов).

Первую помощь оказывает бортпроводник, разумеется, бесплатно (абз. 4 п. 95 ФАП 82, п. 10.1.4 МР о медобеспечении полетов). Бортпроводников обязательно обучают оказанию первой помощи (п. 10.1.8 МР о медобеспечении полетов) – они проходят подготовку по авиамедицине и первой помощи не реже чем раз в 2 года. При этом сами они медпрепараты не назначают, но если вы их попросите – то предложат подходящий из своего комплекта первой помощи (п. 10.1.9 и 10.1.10 МР). А вводить вам ваш собственный они не имеют права (п. 10.1.15 МР), как и самостоятельно пользоваться "комплектом медицинских средств" (п. 10.2.4 МР) – если уж ситуация требует медицинского вмешательства, то будут искать медика из числа пассажиров, который (если таковой отыщется) и окажет медицинскую помощь (п. 10.2.1 МР). Исключение здесь только одно – если нужно экстренно принять роды (п. 10.2.8 МР).

Первая помощь оказывается не только при травмах и отравлениях, но и при простуде. При выявлении такого заболевшего пассажира бортпроводнику рекомендуется переместить его по возможности в изолированное место (п. 2.1.4.1 Приложения 6 к МР), обеспечить его носовыми платками, если он кашляет (п. 2.1.4.4 Приложения 6 к МР) и выдать ему медицинскую маску, а к тому же периодами заменять ее на свежую (п. 2.1.4.5 Приложения 6 к МР).

Украли билет?

В наше время это не смертельно: если вы заявите в авиакомпанию об утере (утрате, краже, порче и т.п.) билета, она будет обязана немедленно принять все зависящие меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, и если будет установлено, что этот договор действительно был заключен, то авиакомпания оформит билет и примет вас к перевозке (п. 69 ФАП 82). И вообще, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияет ни на существование, ни на действительность договора о перевозке (параграф 2 Варшавской конвенции, п. 70 ФАП 82).

Регистрация на рейс

Регистрация на рейс в аэропорту не может заканчиваться раньше, чем за 40 минут до вылета. А окончание регистрации на рейс в пунктах вне аэропорта (а также на интернет-сайте) устанавливается авиакомпанией самостоятельно (п. 81 ФАП 82). Опоздание на регистрацию чревато отказом в перевозке данным рейсом (п. 90 ФАП 82). При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указывается конкретное место в салоне самолета, а также время окончания посадки на рейс (п. 84 ФАП 82). Если вы регистрируетесь через интернет, то обязательно изыщите возможность распечатать посадочный талон – без такой распечатки вас в салон не пропустят, а распечатать талон в аэропорту не всегда возможно (Апелляционное определение СК Свердловского облсуда от 03.10.2014 по делу № 33-13453/2014). Как правило, конкретное место в салоне выбирается как раз при регистрации на рейс, а не при покупке билета (п. 16 ФАП 82). В этом случае, если вы хотите выбрать себе в салоне какое-нибудь кресло поуютнее, приготовьтесь доплатить: услуга по размещению пассажира на самых комфортных местах в салоне воздушного судна по его желанию является дополнительной услугой повышенной комфортности в полете (п.п. 100, 101 Авиационных правил), стоимость которой может не входить в провозную плату (то есть в цену билета). Другое дело, если вы летите вместе с маленькими (до 12 лет) детьми: авиакомпания обязана принять все возможные меры по вашему совместному размещению на борту (абз. 2 п. 84 ФАП 82).

Не позднее, чем указано в посадочном талоне, нужно оказаться у выхода на посадку в самолет (п. 90 ФАП 82). Если опоздать, то в перевозке данным рейсом вам может быть отказано, при этом ваш багаж снимут с самолета и досмотрят (п. 91 ФАП 82, абз. 8 п. 2 Норм авиабезопасности, п. 17 Правил ППППД).

Предполетный досмотр

Досмотр проводится ради нашей собственной безопасности, поэтому отнестись к этой процедуре следует спокойно и доброжелательно. Между прочим, за поведением пассажиров в пунктах досмотра пристально наблюдают (п. 41 Правил ППППД), а если вы будет вести себя суетливо, нервозно и беспокойно, то с вами проведут отдельную беседу, а ваш багаж и остальные вещи вскроют и досмотрят вручную, а не через интроскоп (п. 51 Правил ППППД). Сама процедура досмотра известна (п. 50 Правил ППППД) – проверяются билет, посадочный талон, документы, затем пассажир выкладывает имеющиеся у него металлические предметы (ключи и прочее), снимает верхнюю одежду, пояс (шириной более 4 см или толщиной более полусантиметра), разувается (кроме обуви на низком каблуке с подошвой тоньше 1 см) и отправляет все эти вещи и ручную кладь в рентгеноскоп, а сам проходит через металлоискатель. Пассажиров с имплантированными кардиостимуляторами досмотрят вручную, без применения техсредств (п. 69 Правил ППППД). Во время досмотра вас могут попросить включить ваши гаджеты, вскрыть и осмотреть блоки питания (п. 59 Правил ППППД). Вот и все!

Правда, если у сотрудников безопасности есть подозрения о готовящемся захвате самолета или чём-то подобном, досмотр может быть более тщательным, например, все пассажиры могут быть досмотрены вручную (п. 57 Правил ППППД).

Не волнуйтесь, если досмотр затягивается: даже если вы опоздаете на самолет из-за продолжительности досмотра (конечно, если при досмотре не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов), вас посадят на другой рейс безо всякой доплаты (п. 41, а также абз. 6 п. 227 и п. 228 ФАП 82).

Отказываться от досмотра нельзя: в этом случае билет утратит силу, а деньги вам не вернут (п. 3 ст. 85 ВК, п. 2 Норм авиабезопасности, п. 20 Правил ППППД).

Откладывается рейс?

Если рейс задерживается, то об этом факте (и о его причинах, кстати) громко объявляется на весь аэропорт (абз. 5 п. 92 ФАП 82). Пассажиры в этом случае имеют право (пп. 4 п. 2 ст. 106 ВК, п. 99 ФАП 82) на дополнительные услуги: нахождение в комнате матери и ребенка (если малышу еще не исполнилось семи лет) и организацию хранения багажа. Если рейс нужно ждать больше двух часов, то перевозчик организует каждому пассажиру два телефонных звонка (или два письма по электронной почте) и прохладительные напитки (абз. 3 и 4 п. 99 ФАП 82). Если ожидание затягивается на срок больше 4 часов, пассажирам предложат горячее питание (и далее каждые 6 часов днем и 8 часов ночью, см. абз. 5 п. 99 ФАП 82). Ну а если рейс откладывается более чем на 8 часов днем (6 часов ночью), всех пассажиров разместят в гостиницу (абз. 6 п. 99 ФАП 82). И все это, во-первых, бесплатно, а во-вторых, независимо от причин задержки рейса: вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам (абз. 9 и 1 п. 99 ФАП 82). Время ожидания рейса нужно отсчитывать со времени отправления рейса, указанного в билете (абз. 10 п. 99 ФАП 82).

Нас и тут неплохо кормят!

Если полет продолжается менее трех часов, то кормить пассажиров на борту воздушного судна вообще не обязаны (абз. 5 п. 95 ФАП 82), но некоторые авиакомпании все-таки угощают своих клиентов. Если полет длится дольше, то по общему правилу пассажирам предлагают горячее питание – через три часа после начала полета и далее каждые четыре часа (абз. 5 п. 95 ФАП 82), причем дополнительная плата за эту услугу не взимается (п. 97 ФАП 82). Однако из этого правила есть и исключения – питание и горячие напитки могут вовсе не предоставляться, если это условие установлено правилами авиакомпании и пассажиру было известно о таком условии до покупки билета (п. 98 ФАП 82).

Меню может сильно различаться в зависимости от класса обслуживания (п. 94 ФАП 82), подробности нужно уточнять у авиакомпании.

Кстати, если во время раздачи питания самолет попал в зону турбулентности (или засветилась табличка "Пристегните ремни" по любой другой причине), то обслуживание должно немедленно прекратиться, а бортпроводницы сами должны занять свои места и пристегнуться (п. 29 Инструкции по охране труда бортпроводников).

Минздрав предупреждает...

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять спиртное на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться "в стельку" – состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом (500-1500 рублей) или административным арестом до 15 суток (ст. 20.1 КоАП РФ). Однако последствия могут быть и более серьезными – командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу (пп. 2 п. 1 ст. 107 ВК, пп. 6 п. 230 ФАП 82). Более того, если из-за поведения пьяного пассажира, угрожающего безопасности полета, пришлось вынужденно сесть в другом аэропорту (или даже вернуться), а решение об этом принимает единолично командир экипажа (пп. 1 п. 1 ст. 58 ВК, абз. 5 п. 3.3 ФАП 128), то виновник в последующем будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы (то есть на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб) (см. например, Апелляционное определение Московского горсуда от 24.07.2014 № 33-29639/14). Если из-за задержки рейса пострадают другие пассажиры (например, не успеют на свой следующий стыковочный), дебошир оплатит и их расходы (решение Мишкинского райсуда РБ от 01.10. 2014 по делу № 2-748/2014).

Отпор авиаскандалисту

Пьяное буйство на борту – это не только высокий риск административной ответственности и денежных потерь. Иногда дебошир может "выхватить" и по ст. 213 (хулиганство) или даже ст. 211 УК РФ (угон воздушного судна). И если пьяный разгул принял серьезный оборот, то, в принципе, любой пассажир может безнаказанно скрутить хулигана – даже причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, ненаказуемо (ст. 38 УК РФ). Но, разумеется, главный человек на борту, особенно в такой ситуации, – это командир экипажа. Командир может применять любые меры, в том числе меры принуждения, к хулигану на борту, а главное, командир может отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения (пп. 2 п. 1 ст. 58 ВК РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82).

Существует мнение, что, несмотря на свои широкие полномочия, командир воздушного судна в действительности не может ими воспользоваться: он заперт за пуленепробиваемой дверью внутри кабины самолета и ему якобы не разрешается покидать ее ни при каких обстоятельствах. Однако любой член летного экипажа может отлучаться из кабины, когда это необходимо для исполнения обязанностей, связанных с эксплуатацией самолета, исключая моменты взлета и посадки (абз. 3 п. 3.10 ФАП 128), а главное, если угрожающая безопасности обстановка того требует, то командир экипажа может вовсе не соблюдать требования инструкций (абз. 7 п. 3.3. ФАП 128). Значит, он может и заняться дебоширом лично, а может приказать пассажирам скрутить и утихомирить нарушителя – и такой приказ пассажиры должны будут выполнять (пп. 2 п. 1 ст. 58 ВК РФ, абз. 6 и 7 п. 3.3 ФАП 128, п. 5 ФАП 82) под угрозой административного наказания (ч. 6 ст. 11.17 КоАП).

Не забудьте свой багаж!

Пассажир обязан получить свой багаж сразу после его предъявления к выдаче (п. 147 ФАП 82). Если багаж не забрали, то он еще два дня (включая день прилета) бесплатно хранится в аэропорту (п. 150 ФАП 82). Авиакомпания должна разыскать владельца такого багажа и отослать ему письменное уведомление о необходимости забрать багаж, а также, где и как это сделать (п. 151 ФАП 82). После отправления такого уведомления багаж хранится еще полгода, после чего уничтожается или распродается (абз. 3 п. 151 ФАП 82). Забытые ручная кладь и личные вещи тоже хранятся полгода (п. 152 ФАП 82). И багаж, и кладь могут быть уничтожены и раньше, если их содержимое находится под угрозой порчи (п. 158 ФАП 82).

А вот в обратной ситуации (владелец есть, а багажа нет) следует направить авиакомпании письменное заявление, и она начнет разыскивать багаж немедленно (п. 154 ФАП 82). Если багаж найдется, его бесплатно доставят пассажиру в указанный им аэропорт или пункт (абз. 8 п. 154 ФАП 82). Кстати, за просрочку доставки багажа с авиакомпании можно взыскать штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более половины провозной платы (ст. 120 ВК).

Если в течение трех недель багаж не будет разыскан, авиакомпания обязана возместить причиненный ущерб. Нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение, порчу багажа, а также находящихся при пассажире вещей содержатся в абз. 7 п. 154 ФАП 82, ст. 796 ГК РФ, ст. 118-119 ВК РФ, а также Законе о защите прав потребителей.

Подготовлено экспертами компании "Гарант"

Источник: Гарант.ру

Контакты

Уфа-Адвокат Vindex Group

Main (fax): +7(347) 272 47 46
Mobile: +7(919) 155 09 04,
Email: ufa-adv@yandex.ru 
Web:  www.ufa-advokat.ru

Россия, 450008, город Уфа, улица Кирова, дом 1, офис 126, "Дом Профсоюзов"